Век газа – насколько он долог?

Век газа – насколько он долог?

На Петербургском международном экономическом форуме много говорили про энергетику, в частности про нефть и газ. На «газовой» секции главным выступающим был Алексей Миллер, глава «Газпрома», на «нефтяной» - глава «Роснефти» Игорь Сечин. Оба рассказали о том, что происходит с газом и нефтью, не только в России, но и в мире.

Миллер рассказал, зачем им нужен «Северный поток -2», и почему они хотят исключить Украину как транспортный путь газа в Европу.

На Петербургском международном экономическом форуме много говорили про энергетику

На Петербургском международном экономическом форуме много говорили про энергетику, фото © gazprom.ru

Никакой политики, только экономика и математика. «Северный коридор» - кратчайший путь от Ямала до Европы, до главных покупателей, «почти на 2000 км меньше, чем через Украину». Кроме того, «газопроводы, которые сейчас вводит «Газпром» - самые современные и эффективные в мире, с давлением в 120 атм”, тогда как старые – 55 атм, или 75 атм.  Потому их легче и дешевле обслуживать, нужно меньше компрессорных станций, и экономятся большие деньги.

Если взять 30 млрд куб.м. газа и пустить его в Европу, по «Северному пути», и по Украине, то за 25 лет «Газпром» сэкономит 43 млрд. долларов, рассказал Миллер. А это гораздо дешевле строительства «Потоков», как Южного, так и Северного. Кроме того, «Газпром» в прошлом году бил все рекорды по поставкам газа в Европу, когда другие сокращали. Поставки в Европу достигли 179,3 млрд. куб.м. газа, на 12,5 % больше, чем в предыдущем году или на 19,9 млрд. куб. м. больше. И в первые пять месяцев этого года уже поставлено на 9,5 млрд. куб.м. больше, чем за такой же период прошлого года.

Миллер рассказал, зачем им нужен «Северный поток -2»

Миллер рассказал, зачем им нужен «Северный поток -2», фото © gazprom.ru

«Россия доказала, что она является самым надежным источником газа для Европы. И несмотря на политические дискуссии и разногласия между Россией и Европой, прошлую зиму, которая была самой холодной за последние 30 лет, мы бы не смогли обойтись без российского газа», - подтвердил и Райнер Сееле, глава OVM.

Кроме Европы, России интересен и китайский рынок, который развивается очень динамично. Сейчас газ составляет только 6% в энергобалансе страны, но поставлена задача увеличить его до 10%. В прошлом году потребление газа составило 205,8 млрд. куб.м., а импорт вырос на 22%.  И этот рынок привлекает не только Россию, но и других игроков, в частности, СПГ (сжиженный природный газ).

Кстати, СПГ развивается достаточно быстро, но все равно в мире 69% идет через газопроводы, и только 31% - СПГ.

Миланский Фестиваль Энергии (Festival dell’Energia) состоялся 7-10 июня

Миланский Фестиваль Энергии (Festival dell’Energia) состоялся 7-10 июня, фото © Evgeny Utkin

Ясно, что и на миланском Фестивале Энергии (Festival dell’Energia), который состоялся через несколько дней после ПМЭФ, 7-10 июня, не могли не обсуждать поставки газа, в частности российского.  В Италии, даже особо не стараясь, объем российского газа в закупках в прошлом году составил 43 %, когда еще 10 лет назад он составлял примерно треть. Это связано и с напряженностью в Северной Африке, и с уменьшением поставок из Норвегии. 

И кроме того, как отметил президент Centrex Italia Массимо Николацци, «в Европе сейчас много инфраструктуры, которая может получать газ (это газопроводы и СПГ- терминалы), их общая емкость 725-730 млрд куб.м. газа в год, а потребности чуть больше 300 млрд.». И если мы уж действительно говорим о климате, почему не задуматься о «декарбонизации» электрогенерации, и почему не ввести большой прогрессивный налог на уголь, спрашивает он. И отвечает: «Да потому что такие страны, как Германия и Польша очень сильно обидятся. А чтобы отказаться от угля, и заменить его газом, для этого Европе потребуется 180-200 млрд. куб.м. газа в год».

Валерия Термини (AEEGSI, italian authority for energy and water) рассказала, какие перспективы у газа сейчас. По ее мнению, сейчас наиболее актуален рынок СПГ, он больше всех растет, и составляет значительную конкуренцию трубопроводному газу. Хотя мировой импорт СПГ составил всего 9% от мирового потребления в 2015 году, но он растет.

На миланском Фестивале Энергии обсуждали поставки газа, в частности российского

На миланском Фестивале Энергии обсуждали поставки газа, в частности российского, фото © Evgeny Utkin

В 2016 году 18 стран экспортировали СПГ и 35 стран импортировали. И если в 2012 году почти всем странам было интересно продавать в Японию и Азию (там цены были в 6-7 раз выше, чем на спотовом американском рынке), то сейчас, в 2017 году, цены постоянно выравниваются (разница на разных рынках составляет всего два раза (все равно, самые высокие остаются, в Азии и Японии). В этом ли причина, что СПГ-терминалы в Европе заполнены часто только на 20 % от их возможностей?

И еще, как заметил Джакомо Лючани (PSIA), СПГ-терминалы в Европе строили европейские налогоплательщики, а «Северный Поток» и «Северный поток -2» - «Газпром». Так почему бы не дать ему построить их, когда европеец-потребитель от этого только выиграет?»

Вопрос остается пока без ответа. Но время есть. Как выяснилось на одной из секций Петербургского международного экономического форума, пик потребления углеводородов наступит после 2040, вероятно в 2050 году. С этим согласились главы всех мировых компаний.

Евгений Уткин, Санкт-Петербург - Милан


Актуальные статьи

Угольной промышленности – быть!

Основные экономические итоги 2023 года

ВЭФ-2023: подведение итогов

Чем завершился саммит между Россией и Африкой