В Верону с энергией

В Верону с энергией

В десятый раз бизнесмены и политики приехали в Верону, чтобы поучаствовать в Евразийском экономическом форуме, который собрал более 1000 компаний со всего мира, главным образом из «Большой Евразии».

Под этим понятием мы понимаем страны, находящиеся на территории евразийского континента, 91 страну, без учета микрогосударств. На ее долю приходится 70% населения, 70% мирового ВВП, 74 % потребления нефти, 73% газа, 86 % угля. Эти данный привел Айван Глазенберг, СЕО, Glencore International. Ясно, что тема энергетики стала ключевой.

В Форуме принимали участие главы крупнейших компаний, послы, чиновники и бизнесмены из России, Италии, Франции, Германии, Японии, Индии, Венесуэлы, Ирака, США, Сингапура, министры Евразийской экономической комиссии.

Айван Глазенберг, СЕО, Glencore International

Айван Глазенберг, СЕО, Glencore International, фото WEB

Глава крупнейшей нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин рассказал, что рано говорить о «смерти» нефти. Она будет основой мировой энергетики и на перспективу 20-30 лет и дальше. Он оценил, что ежегодный рост будет составлять в среднем 770 тыс. барр./сут. в ближайшие 10 лет. «Роснефть» является безусловным лидером как по запасам, так и по добыче, и даже по расходам на добычу (гораздо ниже своих конкурентов), потому компании неинтересны краткосрочные спекуляции, а интересны долгосрочные проекты, которые могут выступать катализатором пан-евразийского интеграционного процесса.  

«Причем объем сотрудничества «Роснефти» с партнерами из «Большой Евразии» будет больше 500 млрд. долларов», - отметил Сечин.

Меняющиеся потребности мировой экономики

Меняющиеся потребности мировой экономики, источник Роснефть

Сейчас мировой энергобаланс в основном состоит из трех компонентов: нефть, газ и уголь, все остальные источники – атом, гидро и ВИЭ значительно уступают им. Со временем доля угля уменьшится, газа и ВИЭ возрастет.

Глава компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон рассказал об особенностях формирования рынка газа в Европе и Азии: в Европе это в основном трубопроводный, и только 17 % на СПГ, а в Азии наоборот, только 10% идет по трубопроводам. Развитие инфраструктуры как в Европе, так и в Азии позволяют представлять единый евроазиатский рынок газа, и СПГ играет здесь все возрастающую роль. 

Конечно, «Новатэк» не остается в стороне и реализует «Ямал СПГ», причем раньше намеченных сроков – в 2018 году. Кроме того, что это первый СПГ-проект за Полярным кругом, со стоимостью в 27 млрд. долларов, газ там очень дешевый – гораздо дешевле американского и австралийского газа. Более того, по словам самого богатого бизнесмена России (по версии Форбса), со временем там можно создать кластер с долей производства более 15 процентов мирового рынка газа.

Глава компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон (слева) и проект «Ямал СПГ» (справа)Глава компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон (слева) и проект «Ямал СПГ» (справа), фото WEB

Но, конечно, не стоит списывать со счетов и трубопроводный газ. И здесь «Газпром» является абсолютным лидером. Как отметила генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова, она не боится сланцевого газа из США. «Сложно конкурировать с поставками трубопроводного газа из России», так как он гораздо дешевле американского, и жизнь подтверждает ее слова.

В прошлом году «Газпром» поставил в Европу рекордные 180 млрд. кубометров газа, и в этом году, вероятно, превысит и этот рекорд.

Уверен в газе и Марко Альвера, СЕО газотранспортной компании Snam. По его прогнозу, в этом году потребление газа в Италии увеличится на 12 %.  И говоря об экологии, он отметил, что нужно бы заменить все дизельные автомобили на газовые. Проблема только в недостаточном количестве заправок.

Елена Бурмистрова (слева) и Марко Альвера (справа)Генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова (слева) и Марко Альвера, СЕО газотранспортной компании Snam (справа), фото WEB

Конечно, поговорили о санкциях. И экс глава Еврокомиссии Романо Проди, и экс канцлер ФРГ Герхард Шредер считают, что санкции приносят больше вреда Европейскому Союзу, чем Российской Федерации, и их не следовало вводить.

Шредер считает, что интересы США и Евросоюза по отношению к России противоположны. При этом американцы хотели бы ослабить Россию, что невыгодно самой Европе. «Нам требуется рынок, он связан с экспортом, нам необходимы нефть и газ для нашей индустрии — но США пытаются ослабить энергетическое сотрудничество Европы и России».

Проди подчеркнул, что Россия и Европа нужны друг другу, «как виски и сода, или, как меня поправил Владимир Путин, как водка и икра». Но в последние годы эти отношения сильно похолодели. Об этом говорят и цифры, которые привел Проди: «В 2012 году доля стран ЕврАзЭС в экспорте стран Евросоюза превышала 8 %, сейчас скатилась до 4,8 %». Как отметил президент Ассоциации «Познаём Евразию» Антонио Фаллико, основатель Форума, «нельзя быть против санкций, а потом их вводить».

Вот такой когнитивный диссонанс Европы, господа.

Евгений Уткин, Италия, Верона


Актуальные статьи

Угольной промышленности – быть!

Основные экономические итоги 2023 года

ВЭФ-2023: подведение итогов

Чем завершился саммит между Россией и Африкой