Специалисты Moody’s — одного из главных рейтинговых агентств мира, входящих в Большую тройку вместе с Fitch Ratings и S&P, — сделали вывод, что экономика 2020 года в России способна выстоять в условиях, продиктованных обвалом цен на нефть.
Moody’s заявило об устойчивости экономики России в условиях падения цен на нефть , фото © vesti.ru
«Существенный объём инвалюты в резерве и гибкость курса обмена — важные особенности экономики России, которые делают её гораздо более устойчивой к внешним шокам, в отличие от экономических систем большинства экспортёров нефти», — отмечено в мартовском отчёте агентства.
Специалисты высказывают предположение, что итогом обвала цены на нефть станет переход бюджета РФ в текущем году из профицита, который он демонстрировал годом ранее, к дефициту, с разрывом не больше 1% ВВП. Агентство отмечает: «На конец 2019 года валютный резерв ЦБ (без учёта золота) покрывает 9/10 объёма внешнего долга. Для сравнения — пять лет назад он обеспечивал лишь немногим более половины задолженности».
На конец 2019 года валютный резерв ЦБ РФ составили 436,1 млрд долларов, фото © БКС Экспресс
А вот для бюджетов стран ОПЕК падение цен на нефть может иметь серьёзные последствия. У многих из них нет возможности компенсировать резкое уменьшение дохода от экспорта «чёрного золота», что станет причиной увеличения суверенных долгов, по сравнению с базовым сценарием.
Так, например, долг Саудовской Аравии к концу года, вероятно, будет составлять треть ВВП страны, долг Омана — две трети. В похожей ситуации из-за снижения цены на нефть окажутся также и другие государства, считают в Moody’s.
Для стран ОПЕК падение цен на нефть может стать серьёзным ударом по бюджету, фото WEB
Устойчивость экономики России к воздействию извне отметило недавно и немецкое агентство Scope Ratings. Специалисты компании повысили уровень кредитного рейтинга нашей страны до ВВВ, против ВВВ-, который был раньше, а прогноз по нему оценила как «стабильный». Последнее означает, что Российская Федерация, по оценкам агентства, сбалансирует риски в срок от года до полутора лет.
Главным преимуществом современной экономики России Scope Ratings считает минимальное соотношение государственного долга к валовому внутреннему продукту — прямой госдолг сегодня не превышает 12% ВВП, а активы на счетах ЦБ его целиком покрывают. В то же время валютные резервы страны сейчас пятикратно превышают краткосрочный внешний долг, что в теории, несмотря на все проблемы экономики России, позволяет в случае необходимости полтора года оплачивать импорт товаров в РФ.
Главным преимуществом экономики РФ - минимальное соотношение государственного долга к ВВП, фото © finam.ru
Кроме того, резерв федерального правительства уже составляет более 16% ВВП, что представляет возможность для фискального манёвра. При этом в резерве ЦБ общий объём юаней и евро уже превысил 45%, в то время как долларовый сегмент в течение последних двух лет уменьшился с половины до четверти.
Агентство Fitch Ratings, второй участник Большой тройки, также в феврале подтвердило долгосрочные рейтинги РФ в национальной и инвалюте на уровне BBB. «Прогноз — «стабильный», — отмечено в пресс-релизе Fitch. Однако S&P, третий участник Тройки, пока не соглашается с коллегами, оценивая кредитоспособность РФ по-старому, на уровне не выше BBB-.
Агентство Fitch Ratings сохранило долгосрочный рейтинг РФ на уровне BBB, фото © kp.ru
Агентство считает, что бремя санкций и «неопределённость механизма передачи власти» через четыре года не позволяет позитивно рассматривать потенциал развития экономики России и повысить её кредитный рейтинг. Тем не менее не стоит забывать, что в начале 2018 года Standard&Poor’s вообще впервые за несколько лет подняло рейтинг РФ до инвестиционного.
Кстати, ещё в августе прошлого года агентство Moody’s Investors Service тоже было менее благосклонно в отношении РФ и в своём отчёте сообщало, что понижает прогноз по темпам роста российского ВВП на 0,4% — до 1,2% против ранее предполагаемых 1,6%. В общем же Moody’s тогда прогнозировало, что мировая экономика покажет в 2020 году рост в 2,7%... Но прогноз — всего лишь вероятный план развития событий, а жизнь, как видим, вносит в него собственные, часто абсолютно неожиданные коррективы.