Кризиса не будет

Кризиса не будет

Мир замер, как перед бурей, — СМИ не устают анализировать новости о всемирном экономическом кризисе, который, по прогнозам, наступит в 2020 году. Но пока одни эксперты предсказывают глобальные финансовые катаклизмы, превосходящие по длительности и мощи те, что случились 10 лет назад, другие уверяют, что в ближайшее время серьёзных экономических потрясений не предвидится.

Сторонники «большого взрыва» оперируют объективными фактами, которые, впрочем, можно толковать по-разному. Так, вероятность кризиса в 2020 году растёт в связи с ухудшением дел на арене торговых войн между США и КНР, замедлением роста китайского ВВП, образованием «пузырей» на ведущих фондовых рынках и не только.

Торговая война между США и КНР одна из угроз для мировой экономики

Торговая война между США и КНР одна из угроз для мировой экономики, фото WEB

 Кроме того, кризис «напрашивается» и просто потому что пора — развитие экономики циклично, и любой учебник подскажет, что одну рецессию от другой отделяют приблизительно 12 лет. Однако, «приблизительно» не означает «обязательно», а некоторые эксперты и вовсе считают, что мир так ждал упадок экономики в 2020 году, что не заметил её критическое проседание в 2015-ом, которое, возможно, «обнулило счётчик».  

В то же время, за несколько месяцев до кризиса обычно происходит инверсия кривой доходности, и специалисты отмечают, что весной это случилось снова. Но эксперты по другую сторону баррикад уверены, что к обвалу это приводит не всегда, и 1998 год — яркое тому подтверждение. Потому инверсия кривой доходности — показатель значимый, но не безусловный.

Инверсия кривой доходности не всегда приводит к обвалу

Инверсия кривой доходности не всегда приводит к обвалу, фото © aton.ru

Ещё один объект спора — индекс деловой активности (PMI). Этот показатель отражает состояние делового климата на основе деятельности 300 промышленных предприятий, и теперь он упал ниже 50%. Но за критическую отметку PMI опустился недавно и не глубоко, зато его «коллега» NMI (аналогичный показатель в непроизводственном секторе) демонстрирует рост.

О том, что в 2020 году ожидается мировой экономический кризис, могло бы свидетельствовать состояние фондового рынка, ведь эксперты уверяют, что сегодня здесь образовался новый «технологический пузырь». Однако, без эмоций оценивая показатели среднего p/e, оказывается, что в последние лет пять он остаётся на одном уровне, то есть, растёт синхронно с чистыми прибылями компаний.

Индекс деловой активности (PMI) в период  с 2018 года по август 2019 года

Индекс деловой активности (PMI) в период  с 2018 года по август 2019 года, фото © bairdmaritime.com

В прошлом году p/e даже продемонстрировал снижение, а это означает, что рынок не перегревается, а плавно остывает. Обращаясь к истории, трудно не заметить, что перед тем самым «пузырём доткомов» в 2000-х этот показатель был выше на целых 40%.

Ещё один факт, наталкивающий на мысли о приближающемся шторме, — снижение темпов роста китайского ВВП. Но ведь постоянно расти, как Китай, невозможно, у всего есть предел. Уже несколько лет рост китайской экономики держится на уровне +6% в год, и потому его плавное снижение на 0,8% вряд ли говорит о том, что мировой гигант катится в пропасть, куда потянет за собой весь мир.  

Ещё один факт вероятности кризиса - снижение темпов роста китайского ВВП

Ещё один факт вероятности кризиса - снижение темпов роста китайского ВВП, фото © profinance.ru

Но даже если новый мировой финансовый кризис 2020 года станет реальностью, стоит помнить, что российская экономическая система довольно прочна и, благодаря санкциям, не так зависима от мировых процессов, как, например, в 2008 году. Сегодня у РФ стабильный бездефицитный бюджет и незначительный госдолг в иностранной валюте, а уровень инфляции обеспечивает стабильность макроэкономики. Международные резервы России превышают 500 млрд долл., и с таким запасом наша страна способна пережить любой экономический коллапс, если он не затянется на годы.

Так, например, Александр Разуваев, директор ИАЦ «Альпари», отмечает, что резерва государства с головой хватит, чтобы одномоментно покрыть все существующие долги. Бюджет в профиците, годовая инфляция не превышает 4,2%, ключевая ставка Центробанка — 6,7–6,8%, объём несырьевого экспорта стремится к 150 млрд долл., а глобальные проекты «Турецкий поток» и «Северный поток-2» вот-вот завершатся. В этих условиях мировой кризис 2020 года вряд ли доставит россиянам существенные проблемы.

Международные резервы России превышают 500 млрд долларов

Международные резервы России превышают 500 млрд долларов, фото WEB

Однако, строить прогнозы касательно мирового кризиса экономики в 2020 году и вообще предугадывать подобные события — бесполезное дело. Спусковым крючком катаклизма может оказаться даже незначительный, непредсказуемый фактор, и откуда прилетит «чёрный лебедь» (неожиданное событие, которое имеет глобальные последствия) никто никогда не знает.


Актуальные статьи

Угольной промышленности – быть!

Основные экономические итоги 2023 года

ВЭФ-2023: подведение итогов

Чем завершился саммит между Россией и Африкой