Трансграничный углеродный налог
Углеродный налог коснётся также российских поставок сырья и отдельных категорий товаров общим объёмом 7,5 млрд. долл. в год. При этом Минэкономразвития отмечает, что, разрабатывая новый экологический план, эксперты Еврокомиссии вряд ли придерживались соглашения ВТО — связь между вводимым налогом и борьбой с климатическими проблемами кажется не очевидной, а положения рамочной конвенции ООН говорят, что меры по предупреждению изменений климата не могут ограничивать международную торговлю. И тем не менее, отчётность по обозначенным нововведениям начнёт работать уже в начале 2023 года. У импортёров при этом будет три года «переходных» — взимать налог начнут только в 2026-ом.
В середине лета Еврокомиссия презентовала экологическую программу EU Green Deal, фото © strategyjournal.ru
Кого коснётся нововведение
Планом Еврокомиссии, кроме прочего, предполагается постепенный переход от «обычных» автомобилей к «чистым». Уже к концу 2025 года, в соответствии с новой программой, выбросы автомобильного транспорта должны сократиться на 15%, а ещё в течение пяти лет — на 55%. Таким образом к 2035 году Европа собирается полностью отказаться от дизельных и бензиновых авто. При этом на развитие инфраструктуры обслуживания электрокаров планируется потратить не меньше 50 млрд. евро в ближайшие 10 лет.
Нововведения, кроме того, могут коснуться авиационного и судоходного транспорта. С целью компенсации углеродного следа Еврокомиссия рекомендует на рейсах, следующих из Европы, использовать другие виды топлива, с низким содержанием углеродов. А ещё в рамках новой экологической программы ЕС расширит действующую систему торговли квотами на выбросы СО2. Так, импортёр сможет купить «зелёный» сертификат на продукцию по той же цене, что и европейский производитель. Она, в свою очередь, будет зависеть от средней стоимости одной тонны выбросов на рынке ETS на прошлой неделе.
К 2035 году Европа собирается полностью отказаться от дизельных и бензиновых авто, фото WEB
Во сколько обойдутся издержки?
Если трансграничный налог ЕС всё-таки будет введён, его нагрузка на российских импортёров составит в ближайшие 10 лет до 50 млрд. евро, и хуже всего при этом придётся поставщикам стали, металлоконструкций и алюминия. В то же время, оценить все риски сейчас невозможно, поскольку планом Еврокомиссии пока не определены ни точная методика расчёта налога, ни список производственных процессов, которых коснутся нововведения.
Стоит отметить, что новый климатический план также окажет негативное влияние на европейских производителей. Так, к примеру, участники ассоциации European Aluminium уже сейчас требуют отмены углеродного налога для производителей алюминия, которые с его введением оказываются в абсолютно не выгодном положении. Сейчас в ЕС действует схема распределения бесплатных квот на выброс СО2, и, если её заменит углеродный налог, расходы европейских производителей сразу же многократно возрастут (сегодня в процессе производства тонны алюминия в атмосферу выбрасывается больше 6,5 тонн СО2). И в целом, по мнению ассоциации, новые налоги не имеют никакого отношения к борьбе с климатическими изменениями.
Трансграничный налог ЕС ударит по российским экспортерам стали и алюминия, фото © strategyjournal.ru
Раньше для защиты своих производителей от иностранных конкурентов Евросоюз использовал антидемпинговые пошлины без всякого экологического контекста. «Однако проигранные дела в суде ВТО, похоже, оказались предпосылкой к созданию концепции углеродного налога, центром внимания которого снова стали металлургия и производство удобрений», — отметил заведующий кафедрой торговой политики ВШЭ Медведков Максим.
С ним согласен и министр экономического развития РФ Максим Решетников: «Глобальные климатические проблемы нужно решать исключительно сообща, скоординировав действия всех стран. Поэтому мы надеемся на конструктивный диалог с нашими европейскими коллегами».