Последний из рода
Джачинто Шельси происходил из знатного рода Аяла Вальва и носил титул графа. Его детство прошло в стенах замка. В школьные годы будущий композитор обучался искусству фехтования, шахматам и музыке. Шельси осознавал, что станет последним представителем своего аристократического рода. Это было связано как с приходом демократического XX века, так и с отсутствием у композитора наследников.
Произведение «Uaxuctum. Легенда о городе майя», которое в России было исполнено впервые, считается символом заката высокой культуры и аристократии. Оно о том, как представители высшего общества не просто смиряются с неизбежностью смерти – они сами идут к ней.
Джачинто Шельси с сестрой Изабеллой, фото WEB
Псих и пророк
К середине жизни у композитора обнаружилось психическое расстройство — он проводил месяцы, играя одну и ту же ноту на рояле. Просто садился за инструмент и часами нажимал одну и ту же клавишу. И ничего, кроме этого звука, Шельси не интересовало. В результате своих загадочных медитаций он осознал, что звук важнее, чем музыка. Композитор часто повторял, что музыки не может быть без звука, но звук без музыки существовать может, поэтому звук – важнее. Можно сказать, что Джачинто Шельси стал первооткрывателем огромного направления, которое спустя много лет получит название спектрализм.
Что такое спектрализм? Это изучение звука «под микроскопом» – когда в него тщательно вслушиваются, чтобы понять его внутреннее устройство и превратить в серьёзную партитуру для симфонического оркестра. По крайней мере, так описывали это направление французские спектралисты. Интересно и то, что официально родоначальником спектрализма является вовсе не итальянец Шельси, а французские композиторы Жерар Гризи и Тристан Мурайль. Выходит, что Шельси оказался в роли пророка.
Джачинто Шельси, фото WEB
Гроза учёных
Шельси вел личный дневник, который завещал обнародовать лишь спустя два десятилетия после своей кончины. Композитора не стало в 1988 году, следовательно, его записи были представлены публике в 2008 году. Благодаря дневнику, а также друзьям и поклонникам Шельси, возникла автобиографическая мифология, созданная композитором. Несмотря на её увлекательность, учёные до сих пор бьются в истерике от беспомощности, ведь подлинность описываемых в дневнике событий невозможно проверить.
К тому же, Шельси не любил фотографироваться и давать интервью, поэтому всячески избегал их. И всё, что нам остаётся – это либо верить записям, либо не верить. Ситуация необычная и редкая не только для прошлого века, но и для нынешнего. Например, в дневнике он пишет о своих поездках в Непал и Индию с целью изучения местных культур, однако ни подтвердить, ни опровергнуть эти сведения никто не может.
Джачинто Шельси, фото WEB
Возрождённый гений современности
Творчество Шельси обрело новых поклонников благодаря режиссёру Мартину Скорсезе и его фильму «Остров проклятых» с участием Леонардо Ди Каприо. Именно в этой картине звучат такие произведения Шельси, как «Четыре пьесы на одну ноту» и упомянутый выше Uaxuctum. И вот теперь российский слушатель смог погрузиться в зловещую атмосферу фильма в реальности, ведь обе эти композиции были включены в концертную программу.
Если бы не музыка Джачинто Шельси, фильм воспринимался бы совершенно иначе: не было бы той давящей, напряжённой, тревожной ауры, окутывающей происходящее на экране. Авторы фильма как будто чувствовали, что Шельси — не то, чтобы «проклятый», но «островной» человек, который заперся в башне из слоновой кости.
Кадр из фильма «Остров проклятых», фото WEB
Многогранный меланхолик
Более ста лет назад (в 1916 г.) в Гватемале ученым-археологом Сильванусом Морли был обнаружен город древних майя. Морли назвал его Уашактун, что в переводе с языка майя означает «восемь камней». На этих восьми камнях были надписи, оказавшиеся календарём майя. Число 8 имело для Шельси особое значение. Он ушел из жизни восьмого числа восьмого месяца 88-го года, и смерть именно в этот день композитор предсказывал себе сам.
Город Уашактун стал отправной точкой для массы открытий в XX веке, а в 1966-м году Джачинто Шельси сочинил грандиозную вокально-симфоническую сюиту, названную в честь этого древнего города. В подзаголовке Uaxuctum сказано следующее: «Легенда о городе индейцев майя, уничтоженном ими по религиозным причинам».
Сюита «Uaxuctum. Легегда о городе майя», фото © smotrim.ru
И действительно, в этой музыкальной композиции отчетливо слышится, как некое большое человеческое общество уходит по доброй воле, так как осознаёт приближение своего конца. Эта тема настолько многогранна, что звучит очень актуально и сегодня, в эпоху всевозможных глобальных угроз – от экологической и ядерной до угрозы перенаселения планеты.