Art-Paris
Одной из самых дорогих на Art-Paris 2024 работ стала масштабная картина недавно ушедшего из жизни Пьера Сулажа. Она была представлена специализирующейся на перепродажах галереей Opera и оценена в 3,5 млн евро. Также в ярмарке приняла участие знаменитая галерея Dina Vierny, продемонстрировавшая свою ценную коллекцию – рисунки Матисса и скульптуры Майоля.
Пьер Сулаж. Картина 263 х 181 см, 2 июля 2012, фото © operagallery.com
Однако ярмарка «заточена» не только на продажи работ известных мастеров. Одной из ее главных целей является продвижение современных талантов и галерей. Специально для этого создана отдельная секция Promesse. Кураторская тематика для этой секции каждый год выбирается новая. В 2024 году она называлась «Хрупкие утопии. Взгляд на французскую художественную сцену». Любители керамики и прикладного ремесла могли посетить отдел Arts & Crafts.
Конечно, невозможно было пройти мимо потрясающего стенда Севрской мануфактуры, где выставлялись предметы художников, в разное время сотрудничавших с Севром, – начиная от Этторе Соттсасса и заканчивая Ли Уфаном и Аннет Массаже.
Стенд Севрской мануфактуры на выставке-ярмарке Art-Paris 2024, фото © Sèvres - Manufacture et Musée nationaux
Любопытно, что Paris+ par Art Basel, серьезно заявивший о себе в 2023 году и позиционирующий себя как выставка мирового уровня, потихоньку движется в сторону TEFAF – главной европейской ярмарки искусства и антиквариата, в то время как у Art-Paris есть все шансы заменить собой FIAC и стать столь же значимым исключительно французским арт-брендом. И это несмотря на то, что французское налоговое законодательство менее привлекательно, чем швейцарское, где для сделок с голубыми фишками создаются особые условия.
Коллекция галереи Dina Vierny, фото © Art Paris
PAD
Специально установленные шатры в саду Тюильри стали местом, где разместилась PAD, объединившая галереи, ориентированные на коллекционный дизайн. Однако среди них есть и те, кто занимается продажей только предметов искусства либо работает в обоих направлениях. Атмосфера здесь весьма занимательна: из-за того, что в шатрах достаточно тесно, создается иллюзия многолюдности, а, поскольку обсуждения экспонатов и торги ведутся очень бодро, кажется, что здесь собрались исключительно коллекционеры.
В галерее Laffanour Downtown представлено самое дорогое произведение PAD – диван «Полярный медведь» Жана Руаера ценой в один миллион евро. За этот статусный предмет мебели многие готовы переплачивать в случае, если его оригинальность будет подтверждена документально, поскольку легендарный диван нередко подделывают.
Диван «Полярный медведь» Жана Руаера, 1952, фото © Laffanour GalerieDowntownParis
Заметной точкой притяжения стала мега-галерея David Zwirner, продемонстрировавшая свой концептуальный стенд, который, впрочем, не столь эффектен, как другие. Здесь выставлена мебель Франца Уэста и большой рисунок на бумаге авторства Ричарда Серра. Стоит отметить, что стулья и кресла Франца Уэста продаются в неограниченном количестве и стоят «всего ничего»: 50 тысяч евро за кресло и 15 тысяч за стул.
Были на PAD и более эффектные экспонаты. Например, Carpenters Workshop представила фактурную лампу испанского дизайнера Начо Карбонелля стоимостью 48 тыс. евро; мумбайская галерея AEQuo показала созданный специально для нее братьями Кампана шкаф за 76 тысяч. Шкаф был изготовлен еще до смерти Фернандо, одного из братьев.
Стулья Франца Уэста, галерея David Zwirner, фото © davidzwirner.com
На стенде лондонско-дубайской галереи Waddington Custot выставлена работа Жана Элиона, оцениваемая в 790 тыс. евро, а дизайнер и галерист Мия Карлова выставила на своем стенде скульптурную мебель Вадима Кибардина, выполненную из картона и бумаги. Цена красоты – 48 тысяч евро. И, конечно, не может не радовать тот факт, что работы нашего соотечественника были замечены серьезными зарубежными коллекционерами.