Оформление экспозиции выполнено в насыщенных красном и сером цветах, что придало выставке некоей милитаристской брутальности. Год назад в этих же залах проходила выставка в честь 80-летия освобождения Ленинграда от блокады, после которой и остались выставочные щиты. И они оказались очень уместны при дизайне выставки Дейнеки, ведь художник известен прежде всего как «воспевший подвиг советского народа в Великой Отечественной войне», а 2025 год объявлен Годом защитника Отечества. Очень символично. Но по факту содержание экспозиции более многогранно.
Кадр с выставки «Александр Дейнека. Певец новой жизни.К 125-летию со дня рождения», фото © Русский музей
Первый зал
В нём зритель практически сразу видит картину 1935 года «Колхозница на велосипеде», где на фоне зелёного пейзажа ярким пятном выделяется женщина в красном платье, крутящая педали. Сложно не заметить, насколько чистые цвета задействованы в картине. Причём не только в этой, так как Дейнека не был гениальным колористом. Зато он гениально работал со светом и тенью. Просто взгляните на велосипедные колёса «Колхозницы» или лицо прекрасной «Парижанки» – насколько мастерски там прописаны рефлексы.
«Колхозница на велосипеде» (1935), фото © Русский музей
Или эскиз-вариант картины «Обеденный перерыв в Донбассе» (1935), хранящейся в Национальном художественном музее Латвии, где художник искусно передал нюансы сложнейшего «подсвечивания» фигур. На этом эскизе, который называется «Полдень» (1932), пятеро женщин (на самой картине – пятеро мужчин) выходят из моря после купания. Полуденное солнце светит им в спины, искры бегут по воде. Именно за счёт умелой передачи контрового и отражённого света, а не за счёт сложного смешения цветов фигуры смотрятся объёмно.
«Полдень» (1932), фото © Русский музей
Второй зал
Перейдя во второй зал, зритель увидит монументальные мозаичные работы, такие как «Утро» (1949) и «Хоккеисты» (1959-1960), где так же, как и в живописи, безупречно передана игра света и тени. Панно «Хоккеисты» было задумано художником как часть цикла «Люди Страны Советов», которым планировалось украсить Дворец Советов. В этот же цикл должна была войти мозаика «Мирные стройки», но музей представил только фото этой работы.
Панно «Хоккеисты» (1959-1960), фото © Русский музей
Живопись и графика
После мозаичных работ зрителя ждёт зал, где представлены графические работы Александра Дейнеки. Здесь происходит настоящий «разрыв шаблона»: весьма необычно после суровой картины «Октябрьские лозунги мира. У Нарвской заставы 1917 года» (1959-1960) увидеть незамысловатый, но цепляющий взгляд рисунок «На вечере в Доме литераторов» (1927), выполненный в стиле иллюстраций к «Мастеру и Маргарите». На первый взгляд, это простой рисунок, выполненный тушью и белилами. Однако виртуозная работа с чистой формой и всё той же светотенью поражает воображение: при всём своём минимализме, рисунок не утрачивает ни капли интонации.
«Октябрьские лозунги мира. У Нарвской заставы 1917 года» (1959-1960), фото © Русский музей
Одна из самых известных картин Дейнеки – «Сбитый ас» (1943) – вызывает неоднозначные эмоции, ведь на полотне запечатлён момент, который сейчас назвали бы «за секунду до…». Это произведение – отклик мастера на победу в битве под Сталинградом, и оно, наравне с полотнами других советских художников военного и послевоенного времени, воспринимается намного острее, чем любой «новодел» в историческом или батальном жанре.
«Сбитый ас» (1943), фото © Русский музей
Сразу же возле «Сбитого аса» находится полотно «Сгоревшая деревня» (1942). Глядя на него, зритель невольно начинает ощущать, как пепел и зола хрустят на его зубах. Завершается выставка портретом «Тракторист» (1956), где на фоне ясного неба и деревенской природы изображён в полный рост молодой мужчина в рабочей одежде. Из-за низкого горизонта он выглядит настоящим гигантом. Кажется, что это один из дейнековских спортсменов, который чудом прошёл войну без единого ранения и теперь осматривает родные просторы, где наконец воцарился мир.