Российский след
Художница из России Катерина Ковалева стала участницей официальной параллельной программы биеннале Personal Structures, где, помимо полных оптимизма лозунгов, представила серию холстов из парашютной ткани, похожих на те, что демонстрировались на персональной выставке художницы, проходившей в 2023 году в Музее истории ГУЛАГа. Выставка называлась «Зона ожидания».
Фрагмент из проекта «Зона ожидания» Катерины Ковалевой, фото © KATKART
В австрийском павильоне можно посмотреть экспозицию советской художницы Анны Ермолаевой: пластинки на рентгеновских снимках, видеоинсталляция «Репетиция “Лебединого озера”», цветы революции – всё это отсылки к «железному занавесу», за который художница смогла когда-то вырваться.
Инсталляция «Репетиция “Лебединого озера” в павильоне Австрии, фото © Markus Krottendorfe and Bildrecht
Не менее любопытны четыре масштабные инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых. Они выставлены в старом Fondazione Querini Stampalia на выставке-трибьюте «Между небом и землей». Эту экспозицию, работающую в парадигме site-specific, где побитая люстра и советские стулья в пятиэтажном доме взаимодействуют с дворцовым великолепием, можно будет увидеть до 14 июля. Подобная концепция лишь усиливает ощущение чужеродности и непохожести как неотъемлемой части программы биеннале, главная тема которой звучит как «Чужестранцы повсюду».
Инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых, фото © Michele Sereni
Венецианские павильоны
Американский фотохудожник Питер Худжар представил на биеннале камерную экспозицию «Портреты жизни и смерти» (Portraits in Life and Dead). Две темы – портреты творческой интеллигенции Нью-Йорка и мертвецы палермских катакомб – распределились в трех комнатах. Кадры, запечатленные художником, носят достаточно интимный характер, что одновременно и притягивает зрителя, и отталкивает.
Питер Худжар. Сьюзен Зонтаг, 1975, фото © Peter Hujar Archive
Неподалёку от выставки Худжара работает еще одна – «Над Забеидой», организованная Чангом Чаном. Здесь представлены впечатляющих размеров инсталляции и цифровые принты, автором которых является Вонг Венг Чонг, молодой художник из Макао. В своих работах Чонг показал вымышленный мир, где отражено реальное беспокойство за будущее человечества. Выглядит мрачно и непонятно, но на редкость стильно.
Фрагмент выставки «Над Забеидой», фото © gov.mo
На выставке «В поисках ковчега» (Looking for the Ark), устроенной на складе Арсенала, бельгийский художник Кун Ванмехелен представил собственный вариант Ноева ковчега. За его основу был взят классический венецианский «речной трамвайчик» вапоретто, на палубе которого разместился микромир всевозможных явлений и персонажей. Инсталляцию окружают скульптуры из муранского стекла, а при входе в павильон красуется «статуэтка» – двухметровый мальчик с бронзовым якорем на цепочке из хрусталя.
Своим творением Ванмехелен хотел показать свое виденье прошлого и будущего Венеции, а также того, насколько хрупок город, стоящий на воде. По словам самого художника, его работа – не что иное, как «путешествие в душу человечества и странствие по волнам времени, морям сознания и океанам коллективной памяти».
Кун Ванмехелен. Ноев ковчег, фото WEB
Общая тема выставки
Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова отметила, что многие экспонаты биеннале наделены обширным кросскультурным подтекстом. В частности, была упомянута инсталляция «Корабль толерантности» работы Кабаковых, которая выставлялась в Венеции до нынешней экспозиции.
Куратор 60-й Венецианской биеннале Адриано Педроса не зря озаглавил выставку как «Чужестранцы повсюду»: он решил посвятить ее личностям, оказавшимся на обочине общества. Он отметил, что эмиграция – это не только физическое перемещение, но и психологическое состояние, которое время от времени охватывает каждого переселенца, заставляя чувствовать себя аутсайдером и маргиналом.
Адриано Педроса, куратор 60-й Венецианской биеннале, фото WEB
На биеннале представлены работы 330 художников основной программы, 88 национальных павильонов, 30 экспозиций параллельной программы. Проходили здесь и неофициальные мероприятия, такие как визит папы Римского, приехавшего взглянуть на павильон Ватикана, разместившийся в венецианской тюрьме.